Санаторно-курортное лечение – вид лечебно-профилактической помощи, оказываемой в специализированных стационарных учреждениях и основанной на применении главным образом природных лечебных факторов (климата, минеральных вод, лечебных грязей и др.). В комплекс курортных факторов входят также перемена обстановки и “выключение” больного из привычных условий труда и быта, особенности природных условий и ландшафта курортов; важную роль играют лечебная физкультура, диетотерапия, санаторный режим и т. д. Для большинства больных пребывание на курорте – лишь этап в процессе лечения заболевания; эффективность его особенно высока на ранних стадиях болезни, в связи, с чем оно играет важную роль в предупреждении перехода болезни в хроническую стадию, а также в профилактике ее обострения и осложнений. Оно осуществляется как комплекс лечебных методик с учетом профиля каждого санатория. Санаторно-курортный отбор больных проводится с целью обеспечения эффективности санаторно-профилактических мероприятий в больнично-поликлинических и санаторных учреждениях, а также наиболее рационального использования курортных учреждений. Вопрос о необходимости санаторно-курортного лечения больных решают лечащий врач и заведующий отделением (при его отсутствии – главный врач) больницы или амбулаторно-поликлинического учреждения, где наблюдается больной. Основой для отбора служат оценка состояния больного, результаты ранее примененных методов больнично-поликлинического лечения, эффективность прежнего лечения на курорте, в санатории. При решении вопроса о выборе курорта и санатория учитываются диагноз и стадия основного заболевания, наличие сопутствующих заболеваний, условия поездки на курорт (дальность расстояния, наличие пересадок и т. п.), сезон, контрастность климатогеографических условий и особенности бальнеологического, грязевого и других видов курортного лечения. Если длительная поездка, контрастные климатические условия могут вредно отразиться на состоянии здоровья, то больных направляют только в местные санатории. До направления больного на санаторно-курортное лечение проводят необходимые диагностические исследования (клинический анализ крови, рентгеноскопию грудной клетки и т. д. в зависимости от характера заболевания; для женщин, независимо от характера заболевания, обязательно заключение гинеколога).

Санаторий – медицинское учреждение, в котором в лечебно-профилактических целях используют природные факторы (климат, минеральные воды, лечебные грязи и др.) в сочетании с физиотерапией, диетотерапией, лечебной физкультурой и другими методами лечения при обязательном соблюдении больными санаторного и курортного режимов. На курортах РФ основной тип лечебного учреждения – санаторий.

Санаторий-профилакторий – медицинское учреждение санаторного типа для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий без отрыва трудящихся от производственной деятельности (пребывание в санаториях-профилакториях в ночное и свободное от работы дневное время). Находится в ведении профкома и администрации предприятия, учреждения.

Санаторно-курортная карта – медицинский документ, который наряду с путевкой служит основанием для проведения санаторно-курортного лечения. Выдается лечебным учреждением (поликлиникой, больницей и др.) при предъявлении больным санаторной путевки. Содержит паспортные сведения о больном, данные о течении заболевания, основные результаты клинического, лабораторного, рентгенологического и других исследований, диагноз заболевания, рекомендации по лечению (на курорте или в местном санатории с указанием его профиля и т. п.). По прибытии в санаторий больной предъявляет карту вместе с путевкой, которая без нее недействительна. При направлении детей и подростков в соответствующие санатории, пионерские и молодежные лагеря санаторного типа, в санатории и санатории-профилактории для родителей с детьми выдается так называемая санаторно-курортная карта, которая имеет то же назначение и содержит в основном те же сведения.

Санаторно-курортная путевка – документ, подтверждающий факт передачи санаторно-курортного продукта.

Санаторно-курортный продукт – право на санаторно-курортное обслуживание, предназначенное для реализации отдыхающим.

Санаторный режим – система правил и мероприятий, регламентирующих уклад жизни в санатории: общие правила поведения больных, распорядок дня, лечения, формы и время развлечений, обязательных для исполнения и обеспечивающих наиболее благоприятные условия для лечения и отдыха. Санаторный режим контролируется всем персоналом санатория. В рамках общего санаторного режима может быть назначен так называемый индивидуальный режим, в котором в зависимости от индивидуальных особенностей, характера заболевания и состояния больного наиболее рационально сочетаются все элементы санаторного режима. Обеспечивая соблюдение тишины и покоя, рациональный распорядок дня, санаторный режим оказывает благоприятное воздействие на психику больного, способствует лечебному эффекту основных курортных факторов и всех процедур санаторно-курортного лечения. Режим лечения и отдыха, как правило, меняется на протяжении пребывания больного в санатории; по мере улучшения его состояния щадящий режим сменяется более активным.

Классификация гостиниц – определение по разрядам гостиниц в зависимости от размеров и видов жилых и служебных помещений, оборудования предприятия, уровня комфортности номеров и общественных помещений, предоставляемых услуг и других факторов. Цель К. г. – определить соответствие конкретной гостиницы, а также номеров установленным порядкам или принятым стандартам на обслуживание. Разрядность гостиницы является одной из важнейших ее характеристик. В зависимости от разрядности гостиницы устанавливается оплата номеров и других услуг. Разрядность характеризует лицо, имидж гостиницы. Критерии, по которым оцениваются гостиницы и номера в них, согласовываются и утверждаются национальными и международными организациями, объединяющими туристские предприятия и фирмы. Действующая в настоящее время отечественная К. г. основана на Положении об отнесении гостиницы в России подразделяются на семь разрядов: “Люкс”, “Высший А”, “Высший В”, 1-й, 2-й, 3-й, и 4-й категорий. Мотели подразделяются на пять разрядов: “Высший А”, “Высший В”, 1-й, 2-й, 3-й разряды. В зарубежных странах действуют различные системы К. г. (всего до 30). Их можно разделить на две группы: европейская система на основе французской национальной классификации, распространенная в большинстве стран (разряд устанавливается присвоением определенного количества звезд отелю – от 1 до 5) и балльная, или индийская система, в основе которой лежит оценка гостиницы экспертной комиссией. В соответствии с французской системой К. г. оцениваются оборудование номеров, отдельные элементы комфорта и размер общих помещений. Размер гостиницы практически не влияет на ее классность, (минимальное количество номеров устанавливается от 7 до 10). Определенные требования предъявляются к персоналу, работающему в гостиницах. Обязательное знание работниками контактных профессий (менеджерами, портье и др.) иностранных языков: в гостиницах более высоких категорий (3 – 5 звезд) – до четырех языков. Практически во всех системах К. г. оцениваются следующие основные параметры гостиницы: характеристики номерного фонда (площадь номеров, доля одноместных номеров, однокомнатных и многокомнатных номеров, наличие коммунальных удобств в номерах и на этажах, комфортность номеров); оборудование и оформление интерьера; информационное обеспечение, в т. ч. наличие телефонной, телефаксной, телетайпной связи, лифта; характеристика общественных помещений и конференц-залов, холлов и помещений для деловых встреч, отдыха, спорта и т. п.; наличие и характеристика предприятий общественного питания (ресторана, столовой, гриль бара, кафе, буфетов и т. п.); обеспечение возможности предоставления услуг торговли, бытового обслуживания, других дополнительных услуг; характеристики здания, подъездных путей; развитие инфраструктуры, обустройство прилегающей к гостинице территории. К гостиницам высокого разряда предъявляются также требования относительно минимального количества номеров (т. е. число номеров должно быть не менее 7 – 10), архитектуры здания, благоустройства территории и т. п.

Классификация гостиничных номеров – классы гостиничных номеров в сфере иностранного туризма. Это “люкс-апартамент” – многокомнатные номера высшей категории с повышенным набором услуг и удобствами, с высококачественной отделкой и меблировкой, оснащенные улучшенным электротехническим и санитарно-гигиеническим оборудованием; “люкс” – двухкомнатные номера высшей категории со всеми удобствами; первый класс – однокомнатные одно-, двухместные номера с удобствами (санузел с ванной или душем); туристский класс – однокомнатные двух-, трехместные номера с умывальником (туалет, ванная комната да этаже).

Кумысолечение – применение кумыса с лечебной целью. Кумыс – кисломолочный напиток из кобыльего (реже коровьего, верблюжьего) молока; известен кочевым народам с глубокой древности. Кумыс для кумысолечения приготовляется из сырого кобыльего молока путем сбраживания его молочнокислыми бактериями и молочными дрожжами при температуре 26 – 28°С. Готовый кумыс – шипучий пенящийся напиток со спиртовым привкусом и запахом. Под влиянием кумысолечения улучшаются аппетит, всасывание питательных веществ из пищи. Стимулируя секрецию желез желудка и кишечника, кумыс способен до некоторой степени замещать соляную кислоту при недостатке ее в желудочном содержимом. Питье кумыса повышает усвояемость белков и жиров. Обычно в результате кумысолечения в условиях санатория больные значительно прибавляют в весе.

Курорт – Освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. 2. Местность, характеризующаяся лучшими рекреационными ресурсами, развитой инфраструктурой и материальной базой туризма, представляющая значительный сегмент туристского рынка. Наиболее крупные К. мира – Майами-Бич (США), Вайкики (Гавайи, США), Айс оф Мен (Великобритания), Карибский курорт (Агломерация США), Ницца (Франция), Бали (Индонезия), Бенидорм (Испания), Акапулько (Мексика), Мар-дель-Плата (Аргентина). К. как сегмент туристского рынка является объектом туристского маркетинга и способствует: экономическому развитию (созданию рабочих мест), получению дохода, возврату правительственных инвестиций, содействию зарубежным обменам и развитию других секторов экономики, повышению качества обслуживания за счет предоставления всевозможных услуг по благоприятным ценам, экологическому эффекту (поддержанию в хорошем состоянии местных достопримечательностей), проявлению уважения к общественным устоям и культурным традициям. Концепция нового К., например Дел Кабилдо Ланзарото (Испания, Канары), Южная Анталия (Турция) основывается на трех важных посылках: 1) независимо от размера и мощности, К. поощряет отдых, развлечения, спортивную, учебную и духовную деятельность. Большой К. предоставляет многообразные услуги и удовлетворяет специфические интересы туристов; малый К. сосредоточивается на одном или нескольких видах туризма; 2) К. развивает уникальность района и отражает его достопримечательности, используя их как инструмент маркетинга; 3) планирование и управление К. должны способствовать развитию экономики района. Процесс планирования К.: а) определение маркетинга, задач, типа и места курорта; б) обоснование места выбора и оценки территории; в) анализ ресурсов, в т. ч. факторов использования земли и мер по ее поддержанию, региональных отношений и достопримечательностей, средств доставки и инфраструктурных потребностей, а также отношений с местным населением; г) уточнение экономической структуры, плана и этапов развития; д) оценка окружающих обстоятельств и социальных особенностей; е) экономический и финансовый проект инвестиций; ж) сетевой график (план работы); з) первый этап развития; и) план действий на последующий период. Критерий выбора местоположения К.: соответствие достопримечательностей месту, типу, объему проектируемого К.; близкая расположенность или включение основных привлекающих черт и желаемых микроклиматических условий; привязка к местным условиям и коммуникациям; возможность подключения развиваемой территории к действующим мощностям связи и коммуникациям, а также использование местного населения на работе в курортной зоне; стремление представителей соседних районов участвовать в развитии К. и необходимость экономического соучастия в освоении территории. Принцип развития К.: наличие хороших местных и региональных условий (ландшафт, вода, воздух, их сочетание); сохранность и содержание специальных достопримечательностей, и возможность их использования; использование удобств К. в их взаимосвязи с достопримечательностями; использование удобств К. в рекреационной деятельности; привязка мест размещения к остальным местам привлечения туристов; выбор на территории К. места для торгового и общественного центров с целью сосредоточения коммерческой и культурной деятельности; использование удобного транспорта на территории К.; наличие парковок, не нарушающих жизненный ритм К.; экологичность водоснабжения, электронасыщенность, возможности телекоммуникаций, теплоснабжения и т. д.; обеспечение расселения используемого персонала; привлечение на работу и обучение местного населения; архитектурное планирование с учетом ландшафта и местных особенностей.

Курсовка – разновидность путевки, дающая право на прохождение амбулаторно-курсовочного лечения.

Пансион – полное содержание туриста, его обслуживание в течение одного дня в маршруте.

Пансионат – оздоровительное учреждение типа дома отдыха с менее регламентированным режимом, предназначенное для отдыха практически здоровых людей на курорте (главным образом климатическом) или в пригородной зоне отдыха. Отдыхающие в пансионате, в том числе семьями, обеспечиваются жильем, питанием и культурно-бытовым обслуживанием, а на курорте – при наличии соответствующих медицинских заключений – амбулаторно-курсовочным лечением; они пользуются также общекурортными культурно-просветительными и другими учреждениями. Срок пребывания в пансионате 12 или 14 дней.

Поликлиника курортная – лечебно-профилатетическое учреждение, осуществляющее амбулаторно-курсовочное лечение на курорте. В курортной поликлинике имеются специализированные отделения: терапевтическое, хирургическое, неврологическое, гинекологическое, физиотерапевтическое и другие, а также узкоспециализированные кабинеты: урологические, дерматологические и др.

Профиль общетерапевтический – общее обозначение  в лечебных и санаторно-курортных учреждениях так называемых консервативных методов лечения, которые сосуществуют с понятием терапия в его исходном широком смысле, означающие лечение вообще, предупреждение болезней, устранение причин болезни, воздействие на процессы развития болезни с целью ее прерывания или ослабления, мероприятия, направленные на восстановление функций, нарушенных болезнями (реабилитация).